Понимаем, что, поднимая эту тему, рискуем нарваться на шквал недовольства ценителей настоящего, «чистого» чая. Но тем не менее, необходимо признать, что такое явление, как ароматизированный чай, существует, его продают, подают в кафе и ресторанах, покупают и пьют.
Плюс ко всему, в каждой стране и даже местности есть свои традиции, рецепты, устои: кто-то варит чай с маслом, кто-то кладет лимон или сахар, кто-то «белит» молоком и т.д. Я вот, например, люблю добавлять в чай листья смородины, только что сорванные с куста. И что такого?
Мы не ставим целью очернить какой-то продукт, отговорить кого-то пить привычные напитки. Просто хотим попробовать разобраться вместе. Ну и, как обычно, немного рассказать о себе и том как мы «докатились» до ароматики.
В действующем ГОСТе «Чай и чайная продукция. Термины и определения» нет понятия «ароматизированный чай». Есть «чай с добавками» (чайного листа не менее половины) и «чайный напиток» (чайного листа менее половины). Что именно за добавки – не уточняется. Раз установленного определения нет, давайте руководствоваться логикой и собственным опытом.
По большому счету, всё многообразие ароматизированных чаев можно разделить на три группы:
- Чай, ароматизированный химически синтезированными продуктами.
2. Чай, ароматизированный натуральными ароматизаторами – вытяжками, маслами и т.д. Но даже при их изготовлении применяют искусственно синтезированные вещества либо для извлечения, либо для поддержания стабильного жидкого состояния.
3. Чай или чайный напиток (в зависимости от основы) с натуральными добавками – фрукты, специи, травы и т.д.
Ну и, конечно, есть примеры одновременного использования двух или даже трех видов ароматизации.
Именно первая группа является самой распространенной и наиболее знакомой всем любителям ароматизированного чая. Бурное развитие химической науки и промышленности в последние десятилетия позволило синтезировать соединения, которые придают продуктам по большому счету любой вкус и запах. И речь отнюдь не только о чае: газировки, мороженное, шоколад, пирожное, йогурты, жевательная резинка, хлеб…. Зачастую производитель идет на маленькую маркетинговую хитрость – добавляет, например кусочки консервированных или засушенных фруктов – типа, вкус и аромат дают именно они. Это чаще всего не так.
Плохо это или хорошо – вопрос очень непростой, и точно – не предмет нашего осмысления. Ну и мы не берем на себя смелость заявлять, что эти вещества опасны для организма. Как минимум, ясно одно – все легально используемые ароматизаторы и пищевые добавки проверены и разрешены в том числе, в европейских странах и в России. И, как мы уже отмечали, применяются в массе продуктов, даже в детских. Мы для себя констатируем, что это так, и двигаемся дальше)
Вторая группа – менее распространенная, т.к. извлекать натуральные ароматизаторы дороже. Это скорее, исключение. Например, хороший китайский жасминовый чай до сих пор ароматизируют путем перекладывания слоями чая и цветков жасмина. По истечении определенного времени цветки удаляют, т.к. они теряют внешний вид и запах. Или чай с бергамотом – сам ароматизатор изготавливают из масла тропического растения, но с использованием химических веществ для поддержания стабильного жидкого состояния.
Третья группа – тоже редкая. Это объясняется, во-первых, дороговизной натуральных добавок в сравнении с искусственными, во-вторых, более сложным процессом изготовления и, в-третьих, в сухом виде они не дают такого аромата, как более «летучие» искусственные ароматизаторы.
Вот теперь, когда мы систематизировали информацию, немного расскажу, как мы пришли к ароматизированному чаю и как мы его делаем:
Изначально мы занимались только китайскими чаями. Потом появились алтайские травные чаи. Ароматику мы как-то отодвигали, чувствуя, что это не очень близкая нам тема. А столкнулись мы с ней совсем неожиданно. Года четыре назад российское Правительство в ответ на санкции ввело ответные запретительные меры, и импорт части продуктов попал под запрет. Мы даже не предполагали, что это может коснуться нас – ни чая, ни Китая в списке не было. Но… Один наш многолетний партнер – крупная сеть кафе – обратился к нам с проблемой. У нас они покупали только китайские чаи, а всю ароматику сами импортировали из Западной Европы. И вот очередную партию задержали на таможне, т.к. в смесях были запрещенные к ввозу фрукты! Чувствуя, что эта проблема не разовая, они попросили нас подыскать им замену, например, в Китае. Но в Поднебесной такие продукты не делали – они никому не нужны. Зато нашим технологам пришла в голову мысль попробовать собрать купажи из чая, натуральных специй, фруктов, травок, которые по вкусу повторили бы европейские химически ароматизированные смеси. И нам это удалось!
Правда, на презентации заказчику мы чуть не сели в лужу – в сухом виде наши смеси не могли сравниться по аромату с «оригиналом», это смутило партнеров. Но при заваривании оказалось, что этот запах с «европейцев» смывается при первом проливе, а вкус не появляется – раскрываться то нечему, настой остается пустым. В то время, как наши купажи с каждым проливом только ярче раскрывались, отдавая настою натуральный вкус и аромат. Короче, презентация оказалась успешной!
После этого мы решили добавить эти купажи в ассортимент своих магазинов.
Мы знаем, что ряд наших постоянных покупателей был шокирован этими новинками, сделав поспешный, на наш взгляд, вывод, что вот и «Обитель» скатилась к ароматике… Мы уважаем приверженность этих людей классическим «чистым» сортам и даже разделяем её. Но вместе с тем считаем, что если человеку нравится чай с добавками, то пусть они будут хотя бы натуральными. Наши чаи не ароматизированные, они – АРОМАТНЫЕ.
А что пить – выбирать каждому. Приятного чаепития!