Во время недавней экспедиции по Японии мы оказались в городе Шигараки — его называют город гончаров. Именно здесь делают знаменитую одноименную посуду. Она известна более 1200 лет с момента, когда Император Шому возводил в этих местах дворец «Шигараки-но-Мия» 

Мы бродили по улочкам, заходили в посудные лавки — их здесь немало. Видимо, наша чайная чуйка привела нас в лавку «Сё Тоен» господина Уэда Такаши. Мы разговорились с ним, и оказалось, что он потомок знаменитой местной семьи гончаров уже в четвертом поколении. И именно их семье принадлежит последняя регулярно работающая традиционная каскадная печь. Хозяин пригласил нас на экскурсию, от которой мы не могли отказаться.

Каскадная печь (или по-японски Ноборигама) построена в XVII веке на склоне холма. Растапливается  она в среднем 9-10 раз в год. В печи 11 камер. В первые восемь ставят глазируемую посуду, а в остальные  -  обычную, нагреваемую только до 800 градусов.  Весь процесс обжига занимает 6-7 дней и требует примерно 1200 пакетов дров ценой 800 йен каждый. А это на секунду, больше 600 тыс. руб.! Может использоваться только местная древесина, т.к. привозная не содержит необходимых минералов и солей для образования золы, требуемой для уникальной глазури Шигараки.

Розжиг начинается внизу в так называемой Хибукуро или Топке, в которую постепенно подкладывают дрова примерно два дня. Такой невысокий темп позволяет просушить печь и доводит температуру в первой камере до примерно 900 градусов. В этот момент фронтальная топка запечатывается, и прогрев переносят в первую камеру. Дрова подкидывают через небольшие окна на каждой стороне печи. Они должны равномерно накрыть пол печи, чтобы обеспечить ровный прогрев. Температура доводится до 1300 градусов и измеряется тремя специальными устройствами - стеклянными  Конусами Зегера, расположенными в задней части каждой камеры. Их можно наблюдать через отверстия на каждой стороне печи. Затем во вторую и т.д.

Отличительная черта Ноборигамы - во время обжига на посуде, помещенной на пол печи перед огнем, появляется глазурь из натуральной золы. Эта глазурь - результат оседания золы на посуду. При температуре 1280 градусов зола связывается с глиной, образовывая яркие бурые или коричневые пятна, делающие посуду Шигараки знаменитой. Как правило, для такой глазуровки используется только посуда ручной работы. Однако высокий процент отбраковки и дорогие дрова делают эту посуду очень дорогой!

Еще одна особенность местной посуды ручного изготовления - каждое изделие мастер лепит из одного куска глины, не соединяя отдельно изготовленные детали.
Над этой посудой в камерах на полках до самого потолка ставят для обжига глазурованные, цветочные горшки, садовые фигурки  и, конечно же, Тануки - фигурки енотовидных собак, героев местного фольклора.

Размер камер позволяет обжигать большие изделия, которые не помещаются в современные газовые и электрическиепечи. На обжиге заняты четыре человека - по двое в каждую шестичасовую смену.
В 20 веке возросшее потребление газа и другого топлива привело к экономическому кризису в Шигараки. Люди перешли на эффективные газовые, нефтяные и электрические печи, а традиционные печи для обжига, стали простаивать.

И в результате в данной местности осталась только постоянно действующая печь господина Уэда Такаши, к которой нам посчастливилось прикоснуться.

Мы привезли с собой немного знаменитой Шигараки — чашки, стаканы, тяваны. Все они изготовлены мастером Уэда Такаши